В апреле 1931г. были проведены испытания
опытного самолета Юнкерс Ju 52/3m с тремя двигателями Пратт-Уитни Хорнет (Pratt
& Whitney Hornet) мощностью по 410 кВт (550 л.с.). Летные характеристики этого
варианта Ju 52/3mce оказались настолько улучшенными по сравнению с одномоторным
самолетом, что серийный выпуск одномоторных Ju 52 был прекращен. Самолет мог
эксплуатироваться с поплавковым, лыжным или колесным шасси. Оценочные испытания
военного потенциала Ju 52/3m, тайно проведенные Люфтваффе, привели к созданию
промежуточного варианта бомбардировщика Ju 52/3mge и позже - к
усовершенствованному Ju 52/mg3e. Они приняли участие в гражданской войне в
Испании на стороне Франко. К ее окончанию в 1939г. самолеты Ju 52 налетали в
боевых условиях около 13000 часов и сбросили более 6000 тонн бомб. Серийное
производство гражданских самолетов продолжалось параллельно. Универсальность Ju
52/3m сделала его одним из основных боевых самолетов Люфтваффе в годы Второй
мировой войны. Замена изношенных машин была возложена на новые производственные
мощности, развернутые на заводе Амиот, Франция. Первый самолет, выпущенный на
этом заводе, был принят в июне 1942г. Сборка 26 машин Ju 52/3m из германских
комплектующих агрегатов и узлов была выполнена на заводе PIRT в Будапеште. Когда
в середине 1944г. серийный выпуск закончился, общее количество построенных
самолетов приближалось к 5000 экземпляров. После Второй мировой войны французы
построили более 400 машин Ju 52/3m для авиакомпании Эйр Франс и Военно-воздушных
сил. Позднее этим самолетам присвоили обозначение ААС.1 Тукан (AAC.1 Toucan).
Компания CASA в Испании построила 170 самолетов для испанских Военно-воздушных
сил под обозначением CASA 352. Интересно отметить, что три транспортных самолета
Ju 52/mg4e, поставленные швейцарским ВВС в конце 1930-х гг., использовались до
1981г. и до сих пор регулярно летают в показательных экскурсиях вокруг Европы.
ВАРИАНТЫ
Ju 52/3mg3e: военный вариант с тремя двигателями BMW 132-А3 мощностью по 541 кВт
(725 л.с.), а также усовершенствованным радиооборудованием и бомбосбрасывателем.
Ju 52/3mg4e: военный вариант. Внутреннее оборудование от Ju 52/3mg3e, хвостовой
костыль заменен на хвостовое колесо. Ju 52/3mg5e: военный вариант с тремя
двигателями BMW 132Т мощностью по 619 кВт (830л.с.), с использованием горячих
выхлопных газов в системе противообледенения, с взаимозаменяемым поплавковым,
или лыжным, или колесным шасси, а также с усовершенствованным
радиооборудованием. Ju 52/3mg6e: аналогичен варианту самолета Ju 52/3mg5e, но с
упрощенным радиооборудованием. Ju 52/3mg7e: аналогичен варианту Ju 52/3mg6e, но
с автопилотом и большим грузовым люком. Ju 52/3mg8e: аналогичен варианту Ju
52/3mg7e, но с дополнительным люком в крыше салона. Самолеты последних серий
имели усовершенствованные двигатели B.M.W 132Z. Ju 52/3mg9e: аналогичен позднему
серийному варианту самолета Ju 52/3mg8e, но имел более прочным шасси и
стандартным устройством для буксировки планеров. Ju 52/3mg10e: аналогичен
варианту Ju 52/3mg9e, но был пригоден для взлета-посадки с поплавковым или
колесным шасси. Ju 52/3mg11e: подробности неизвестны. Ju 52/3mg12e: аналогичен
варианту Ju 52/3mg10e, но с тремя двигателями BMW 132L. Ju 52/3mg13e:
подробности неизвестны. Ju 52/3mg14e: серийный вариант, аналогичный варианту Ju
52/3mg9e, но с улучшенной броневой защитой пилотов и более тяжелым
оборонительным вооружением.