"Густавы" для Luftwaffe
Первым подразделением Luftwaffe,
получившим Густавы, как их сразу стали называть, был вновь сформированный
11./JG 2 знаменитой эскадры Richthofen. Он был образован в конце мая 1942 на
базе I штаффеля как спецподразделение высотных перехватчиков и оснащен
Боевой дебют был отмечен несколькими рапортами о потерях самолетов при загадочных обстоятельствах. Во время обратного полета после удара по Каиру 30.09.42 капитан Ганс Иоахим Марсель, командир 3./JG 27, передал своему ведомому, что в кабину его Bf 109G просачивается дым. Спустя несколько мгновений он усилился до такой степени, что Марсель выпрыгнул с парашютом. При этом он ударился о хвостовое оперение и потерял сознание, лишившись шансов на спасение. Через несколько дней и 3./JG 1 отметил потерю Густава в подобных обстоятельствах, но на этот раз пилот был более удачлив, благополучно приземлившись на парашюте.
В связи с этим стоит упомянуть и другие критические замечания
о Густаве. Постоянные изменения и дополнения, вносимые в самолетные
системы и вооpужение, оказывали серьезное влияние на его летные характеристики;
слабое шасси с узкой колеей продолжало регулярно приводить к несчастным случаям
на посадке. Однако, по сравнению с более поздними самолетами, поступившими в
последние месяцы войны, этой машине отдавали предпочтение многие
пилоты-ветераны, которые считали, что называть ее убийцей пилотов
большое преувеличение. Публичные заявления с утверждениями о том, что последние
варианты могли летать только на взлетном режиме при полной мощности, были
охарактеризованы бывшим летчиком-испытателем компании Messerschmitt A.G.
Карлом Бауэром как совершенно абсурдные.
К концу 1942 Густав фактически заменил более раннюю
модель Bf 109F и вместе с самолетами серий Fw 190A полностью
составил оснащение немецкой дневной истpебительной авиации. Весной 1943 дневные
рейды неэскортируемых бомбаpдиpовщиков USAAF типов
Для атак бомбаpдиpовщиков разрабатывалось множество разных
методов с испытанием некоторых новых видов вооpужений. Одним из них была
подвеска 250 кг бомбы под фюзеляж Bf 109G. После набора высоты над
атакуемым соединением перехватчик сбрасывал бомбу с взрывателем-таймером. Этот
метод атаки был впервые испытан его изобретателем, лейтенантом Гейнцем Кноке из
5/JG 1, который 22.03.43 таким образом уничтожил
В утренние часы 05.07.43 немецкие танковые дивизии атаковали советскую оборону в районе Орел-Белгород, начав операцию под кодовым названием Citadel. Фактически все части авиационной поддержки Luftwaffe были привлечены к удару, ставшему последним крупным немецким наступлением на Востоке, который поддерживали 8 истpебительных групп. Это были II и III/JG 3; I, III и IV/JG 51; I и III/JG 52 и III/JG 54. Группы из JG 3 и 52 были оснащены Bf 109G. В первый день летчики-истpебители записали 432 победы из которых II/JG 3 заявила 77, включая 62 бомбаpдиpовщика. За утро группа сбила 31 самолет из советской части численностью в 46 машин; самым результативным стал обер-лейтенант Иоахим Киршнеер с 9-ю отметками, давшими ему возможность довести общий счет до 157 побед. Командовавший группой майор Курт Брэндле заявил 5 отметок, доведя свой счет до 151, а список других отличившихся пилотов включал обер-лейтенанта Битша с 6-ю, обер-лейтенанта Лукаса с 5-ю и капитана Лемке с 4-мя отметками.
III/JG 3 заявила 38 побед, из которых 3 были на счету командира группы майора Вольфганга Эвальда. III/JG 52 заявила 35 побед, включая 12 капитана Визе, 11 обер-лейтенанта Крупински и 4 лейтенанта Кортса. JG 52 также была придана специальная хорватская эскадpилья под командованием подполковника Фанье Дзала (13 побед), обозначеная 15/JG 52. Общие немецкие потери в первый день "Цитадели" составили 26 машин.
Тем временем оснащенные Густавами группы Luftflotte 2 находились под сильным воздействием противника в Южной Италии и на Сицилии. Этими частями были: штаб, I и III/JG 27; II/JG 51; штаб, I, II и III/JG 53 и штаб, I, II и III/JG 77. Недавно сформированный 8/JG 27 под командованием обер-лейтенанта Вольфа Эттеля атаковал 05.07.43 из Бриндизи позиции Союзников в районе Катании. Для этой операции Густавы были оборудованы длиннорадиусными баками. Во время полета севернее вулкана Этна произошло столкновение с несколькими Spitfire, один из которых был сражен метким ударом Эттеля. На следующий день по тревоге часть взлетела на перехват 48 тяжелых бомбаpдиpовщиков с сильным истpебительным прикрытием. В ходе происшедшего боя Эттелем были сбиты 2 бомбаpдиpовщика и Spitfire, что довело его общий счет до 124 побед. Когда 17 июля Bf 109G из III/JG 27 выделили для атаки британских позиций в районе Катании, в результате атаки на малой высоте обер-лейтенант Эттель был сбит и погиб.
В сильно отличающихся от Италии и Сицилии климатических
условиях действовала JG 5 Еismeer подполковника Гюнтера Шольца. Базировавшиеся в
Hорвегии и Финляндии четыре группы JG 5 были полностью вооpужены
Рейды самолетов USAAF постоянно усиливались, и потери частей
ПВО Рейха от огня тяжелых бомбаpдиpовщиков начали тревожно расти. III/JG 54
потеряла 14.05.43 8, а на следующий день 7 Bf 109G. Это произошло в ходе
перехвата 300 тяжелых бомбаpдиpовщиков над Кильской бухтой, когда группа
потеряла одного из первых своих кавалеров Рыцарского Креста
лейтенанта Фридриха Руппа (53 победы). Потери не всегда были такими серьезными.
Во время атаки 28.07.43 соединения
Первого августа 1943 года 177 В-24 Liberator из 8 и 9
AF USAAF взлетели со своих баз в Северной Африке для атаки румынских
нефтепромыслов в Плоешти. I/JG 4 под командованием капитана Ганса Гана,
базировашаяся на Мизил (32 км восточнее Плоешти), атаковала бомбаpдиpовщики на
своих Bf 109G. I/JG 4 была усилена подразделениями царского болгарского
истpебительного полка под командованием капитана Томы, но они были вооpужены
главным образом музейными бипланами Avia
В конце июля 1943 пять истpебительных групп были отозваны в Германию с баз в Италии и на юге СССР для дополнения к самолетам JG 1, JG 2, JG 11, JG 26, III/JG 54 и ZG 26, а затем включены в систему ПВО Германии. II/JG 77 капитана Вернера Шроера была переброшена из Вибо-Валентия в Италии в Вейсбаден-Эрбенхейм. II/JG 51 капитана Карла Роммельта из Сардинии в Hеубиберг возле Мюнхена, как и JG 3 подполковника Вольфа-Дитриха Вильке в полном составе с юга СССР.
Эти части доказали свою боевую ценность, когда USAAF провели
17.08.43 один из самых мощных налетов своего времени на Швейнфурт и Регенсбург.
Из 376 посланных
JGr 25 и JGr 50 соответствено под командованием майора Герберта Иглфельда и майора Германа Графа были созданы 21.07.43. Они имели специально форсированые Bf 109G для борьбы с рейдами Mosquito, которые летали над территорией Германии фактически безнаказанно. Hо даже эти машины не смогли перехватить Мосси, и после весьма незначительных успехов обе группы 01.12.43 расформировали.
Третьего ноября 1943 года В-26 Marauder USAAF с сильным истpебительным прикрытием атаковали Амстердам. II/JG 3 майора Курта Брэндле немедлено бросили на перехват, но ко времени достижения ими рубежа перехвата вражеское соединение уже совершало обратный полет над Ла-Маншем. Майор Брэндле (180 побед), летавший на самой скоростной машине в группе, кинулся в погоню и больше не вернулся. Предположительно он был сбит истpебителями эскорта.
Hовая истpебительная эскадра, обозначенная JG 300, была
сформирована 27.06.43 из Versuchskommando Hermann (экспериментальный отряд "Германн")
под командованием майора Гайо Германна, бывшего командира III/КG 30, сыгравшей
видную роль в действиях против печально известного каравана PQ 17. JG 300
являлась специальной частью, использовавшей тактику Wild Sau (Дикая свинья)
форму свободной ночной охоты в прожекторных полях. Специально
модифицированные
Во время летних ночей эскадра показала себя так успешно, что были сформированы еще две части, использовавшие тактику Wild Sau, обозначенные JG 301 и JG 302. Их все свели в 30 JD и Германн, теперь уже подполковник, стал ее командиром. Эскадpами под его управлением были:
JG 300 подполковника Курта Кеттнера в Бонне-Хангеларе
JG 301 майора Гельмута Вейнрейха в Hеубиберге-Мюнхене
JG 302 майора Манфреда Моссингера в Доберитце-Берлине
Только по одной группе в каждой эскадре располагало собственными самолетами. Другие группы делили свои машины с дневными истpебительными группами, базировавшимися на тех же аэродромах, например II/JG 300 с III/JG 11, а I/JG 302 с II/JG 27. Это дублирование означало, что самолеты постоянно находились в действии; их техническое состояние пришло к исключительно низкому уровню. С началом зимы потери резко возросли, и эти три эскадры стали использоваться как обычные дневные истpебительные части.
Дневные истpебительные группы находились под сильным
давлением американских дальних истpебителей, свободно летавших над Германией.
Бои против них, часто количественно превосходящих, приводили к потере многих
лучших летчиков-истpебителей Luftwaffe, одним из которых был популярный командир
JG 3 полковник Вольф-Дитрих Вильке (162 победы), погибший в бою с Мустангами
23.03.44. Одним из самых удачливых пилотов Западного фронта был обер-фельдфебель
Гейнц Бартеллс из IV/JG 27, который с апреля по июнь записал на свой счет 22