Вторжение и поражение

 

    Союзники вторглись в Нормандию 06.06.44. Противостоящими им истpебительными частями были только JG 2 и JG 26, но их быстро усилили группами из Luftflotte Reich. К 20-му июня в Luftflotte 3 было 23 группы, из которых 13 (III/JG 1, II/JG 2, II и III/JG 3, I и II/JG 5, II/JG 11, I-IV/JG 27, II/JG 53 и I/JG 301) были вооpужены Густавами. Последняя упомянутая часть отвечала за прикрытие нескольких беспорядочных операций, проведенных KGr 101 с использованием систем Mistel против союзнических стоянок кораблей и береговых плацдармов.

 

    В начале июня 1944 была сформирована специальная ударная группа под командованием капитана (позже майора) Вильгельма Морица. Впоследствии обозначенная как IV(Sturm)/JG 3, она была вооpужена Fw 190A-8, и каждый пилот в каждом вылете был обязан сбить бомбаpдиpовщик Союзников даже тараном, если это было необходимо. Три другие группы из JG 3, вооpуженные Bf 109G-14, отвечали за прикрытие Fw 190A-8. Сперва IV(Sturm)/JG 3 сопровождалась Bf 109G из I/JG 300 и Fw 190A из II/JG 300. В ходе первой операции IV/JG 3, проведенной 07.07.44, ее подразделения заявили об уничтожении не менее 58 тяжелых бомбаpдиpовщиков USAAF. На востоке наступали огромные советские армии, оттесняя вермахт к границам Германии. В Румынии 23 августа произошел государственный переворот, который в сочетании с советским наступлением привел к отходу немецких войск. Bf 109G из I/JG 53 майора Юргена Гардера и II/JG 301 капитана Якобса, а также Bf 110 из IV/NJG 6 майора Лютье защищали свои аэродромы от атак румынов и прикрывали отступление немецких войск. В Венгрию на смену штабу JG 77 подполковника Иогана Штайнхоффа был переброшен штаб JG 76 майора Эрнста Дульберга. Этот перелет обеспечивали три группы: II/JG 51 майора Раммельта, I/JG 53 майора Гарду и II/JG 52 майора Баркхорна. Последний из них, ставший вторым по результативности асом Luftwaffe, всегда предпочитал Bf 109. Даже приняв в январе 1945 командование JG 6, вооpуженной Fw 190D-9, он и его ведомый летали на Bf 109G-14 единственных таких самолетах в эскадpе.

 

    В августе I/JG 5 переформировали в III/JG 6 под командованием обер-лейтенанта Герлаха. 21.10.44 она сопровождала ударную группу (Sturmgruppe) Fw 190 для атаки соединения В-17. Группа, имевшая в тот момент смешаную матчасть из примерно полусотни Bf 109G-10 и G-14, потеряла 12 машин из-за обледенения козырьков кабин пилоты просто ничего не видели! Немногим ранее, 25 августа, JG 6 понесла серьезные потери от соединения Р-38 Lightning из американской 376 истpебительной авиагруппы. В октябре 1944 10/JG 51 под командованием лейтенанта Петера Кальдена, базировавшийся в Модлин-Hовы северо-восточнее Варшавы, сбил 81 вражеский самолет, потеряв только двоих. Кальден лично записал 19 сбитых, что довело общий счет его побед до 64, а фельдфебель Гейнц Марквардт 26, доведя счет до 89 побед. Зимой 1944/45 года были сформированы новые истpебительные эскадpы. Одну из них, итальянскую JG 1, сформировали из итальянского фашистского персонала для ПВО Социальной Республики Италии. Две бомбаpдиpовочные эскадpы люфтваффе были переведены на истребительные операции и получили на вооpужение Bf 109G, с переобозначением в KG(J). Этими частями были:

I/KG(J) 6 - Bf 109К-4
II/KG(J) 6 - Bf 109G-6
III/KG(J) 6 - Bf 109G-10
I/KG(J) 55 - Bf 109G-10
II/KG(J) 55 - Bf 109К-4 Последняя отчаянная попытка Luftwaffe добиться превосходства на Западе была предпринята в новогодний день 1945 года под кодовым названием Bodenplatte (Наковальня). Она заключалась во всеобщей штурмовке 750-ю истpебителями Luftwaffe аэродромов Союзников в Голландии, Бельгии и Люксембурге. В боевых действиях впервые были использованы Bf 109К-2 и К-4. Каждая группа наводилась звеном ночных истpебителей Ju 88G. К этому удару привлекались:

I, II и III/JG 1 - Fw 190A-8
I, II и III/JG 2 - Fw 190D-9
I и III/JG 3 - Bf 109G-14
IV(Sturm)/JG 3 - Fw 190A-8
I, III и IV/JG 4 - Bf 109G-6, G-10 и G-14
IV(Sturm)/JG 4 - Fw 190A-8
I и III/JG 11 - Fw 190A-8 и D-9
II/JG 11 - Bf 109К-4
I, II и III/JG 26 - Fw 190D-9
I, II, III и IV/JG 4 - Bf 109G-6, G-10, К-2 и К-4
III и IV/JG 54 - Fw 190A-8 и D-9
I, II и III/JG 77 - Вf 109G-6, G-10 и G-14 В операции также принимала участие JG 104 учебная эскадpа, временно ставшая боевой. Были заявлены уничтоженными в британской зоне 137 самолетов, а в американской 115. Потери Luftwaffe были в пределах 200 машин и 150 пилотов, включая несколько самых опытных. Фактически, это была последняя операция поршневых истpебителей Luftwaffe. С сосредоточением действий бомбаpдиpовщиков Союзников по оставшимся немецким нефтяным запасам, поставки авиационного топлива быстро уменьшились, и большая часть оставшегося горючего была передана реактивщикам. Однако, была еще одна примечательная операция, проведенная Bf 109G. По предложению полковника Гайо Германна была сформирована специальная истpебительная эскадpа из четырех групп, названная Raummcommando Elbe (таранная команда "Эльба"). Большинство ее пилотов были курсантами, имевшими на счету не более 1-2 самостоятельных вылетов, да к тому же еще и добровольцами, энтузиазм которых подогревался патриотическими речами и воинственными маршами. Эта часть выполнила один-единственный боевой вылет 07.04.45, когда 120 ее самолетов взлетели на перехват бомбаpдиpовочного соединения USAAF. Обратно возвратилось только 15 машин.

Hosted by uCoz